Библиотека

НовостиО себеТренингЛитератураМедицинаЗал СлавыЮморСсылки

Пишите письма

 

 

 

                                  Игорь Катаны

 

Чемпион Лурих

 

Георг Лурих "Лурих в искусстве"

Лурих — легендарный герой

 


Он имел такое тело,
Что зависть кой-кого заела.
Знал он десять языков —
Это злило дураков.
Лурих — яркая звезда,
Наша гордость навсегда!
Богатырскими делами
Он известен за морями.
Ярче солнышка медали
На груди его блистали.
Он земной объездил шар,
Знал его и млад и стар.
Ему по силе равных нет,—
Без счета у него побед...

Народное творчество

Георг Лурих, безусловно, один из выдающихся атлетов мира. Но он был незаурядным человеком не только в области физической культуры. Он был отличным учителем — талантливым педагогом, воспитавшим целую плеяду выдающихся борцов; философом, активно пропагандирующим идею гармонично-развитого человека; патриотом-сподвижником, снискавшим себе славу народного героя Эстонии; литератором, отлично владеющим пером, другом и моделью многих выдающихся художников того времени, которые не могли обойти вниманием этого человека, имеющего тонкий ум и тело, признанное эталоном мужской красоты.

Георг Лурих был прекрасной моделью не только для художников, но и для фотографов. Начало века было ознаменовано развитием фотоискусства. Фотография восхищала художников (Э.Дега, Ф.Лейбах) и скульпторов (О.Роден). Они видели в ней великое техническое открытие, соратницу в деле "эстетического освоения действительности". Преимущество фотографии, не составляющее никакой угрозы живописи, видели в том, что она может дать абсолютно точную проекцию и фиксирует пропорции, передает тональные соотношения с большой точностью, подчиняя их единому тону, и, конечно, в том, что она способна фиксировать моментальное, передавать неоконченное движение и выделять фрагменты в пространстве. Фотография позволяла увидеть "голую реальность". Фотографирование "ню" (обнаженного тела) оправдывалось технически, как вспомогательное средство для живописи. "Ню" широко распространилось в фотографии после 1900 года, на волне пропаганды оздоровления и естественности в жизни. Гигиена тела, физкультура, здоровье, отдых, туризм, нудизм, натуризм, вегетарианство, антропософия господствовали в то время умами. Тело культивируется, следуя античным традициям, и фотография помогает создать модель идеала. Мужское обнаженное тело выражало идею силы и активности. Древнегреческое искусство создало основные образцы физически развитого тела, которыми пользовались художники всех последующих эпох. Действительно, только Древняя Греция имела реальную основу для подлинного изучения анатомии, благодаря античному спорту и культу тела. Красота древнегреческого атлета и современного спортсмена существенно не различимы между собой. Хороший борец, бегун или метатель всегда будут обладать одними и теми же внешними чертами, к какой бы расе они не принадлежали и в какую бы эпоху они не жили. Их красота — красота физически совершенного тела.

Почти одновременно с фотографией зародилось и современное спортивное движение, пропаганде которого так много времени и внимания уделял Георг Лурих и многие его соратники. Физкультурная красота менее всего носит сексуальный характер — она общественна и эстетична. Красоту тел участников физкультурных состязаний нужно признать одним из основных начал, формирующих чувство красоты в массах. Спорт и фотография, идя столетие рука об руку, создали целую сокровищницу образов обнаженного тела, где оно обнажено не с целью сексуального возбуждения зрителя, где нагота не унижает, а возвышает.

В 1912 году в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, дом 100, в скетинг-ринге проходил Всемирный чемпионат французской борьбы. Очень многие спортсмены участники оказались отснятыми на стеклянную пластину в фотоателье знаменитого Карла Буллы. Их фотографии были опубликованы в популярном петербургском журнале "Сила и здоровье", качестве иллюстрации к статье, пропагандирующей занятия гимнастикой с легкими гирями и эспандером по системе знаменитого профессора лондонского института гимнастики Евгения Сандова. "С разрешением медицинского управления открыто новое гимнастическое заведение по типу заграничных институтов культуры тела". Это новое спортивное заведение обещало всем желающим при соблюдении строгой диеты, гигиены и комфорта развитие мускулатуры тела согласно нормам красоты и силы. А через несколько месяцев этот же журнал объявил "конкурс красоты" для мужчин по фотографиям, в котором приглашались принять участие все желающие молодые люди красивого телосложения, а не только спортсмены. Журнал предъявлял к ним только одно пожелание: "Не рекомендуется надевать даже купальные костюмы или нижнее белье, так как они закрывают и видоизменяют форму тела". Эталонным образцом для конкурсантов и послужили спортсмены, снятые в красивых позах древнегреческих атлетов.

Лурих постоянно совершенствовался: "Душа и тело человека должны составлять единое гармоничное целое, потому что недоразвитость одного из этих компонентов всегда пагубно отражается на другом, — писал он в своей речи к подрастающему поколению. — Лишь в здоровом теле живет здоровый дух. Дух, достигший совершенства, но живущий в слабом, угасающем теле, — словно выстроенный на песке дворец. Человека, развитого физически, но не развитого духовно, обычно считают невеждой, однако с не меньшим основанием мы можем применить это определение и к профессору, который из-за лени и недостатка силы воли унизил свое тело до положения вешалки для модной одежды, ибо образование такого профессора негармонично, однобоко".

Лурих получил прекрасное по тем временам образование, знал 10 языков, что позволяло ему беспрепятственно общаться с людьми разных стран, а он, как Вы уже знаете, объехал почти всю Европу и Америку. Он был замечательным шахматистом и играл с такими выдающимися гроссмейстерами, как Ласкер, Тарраш и Чигорин. Лурих был чрезвычайно музыкален, прекрасно играл на фортепиано. Даже в дальних поездках никогда не расставался с гармоникой.

Он был известен своей общительностью и прекрасным чувством юмора, очень ценились среди борцов и его товарищеские качества. В народе называли его "нашим Юри", что очень нравилось самому Луриху. Он был одним их первых спортивных публицистов, писал статьи о тяжелой атлетике и рассказы на спортивные темы. Известен случай, когда в Петербурге Лурих выступал, и не без успеха, на театральной сцене в качестве актера. Судя по официальным сообщениям в Лондоне, в 1904 году был заснят на киноленту показательный матч Луриха с немцем Зигфридтом. Фильм этот демонстрировался во многих английских кинотеатрах, а также и в других странах Европы. Также была заснята и его встреча на борцовском ковре с турком Кара Мустафой. Было написано и издано несколько романов и пьес, главным героем которых был Лурих.

Лурих был не только выдающимся спортсменом-практиком, но и признанным спортивным теоретиком. Он серьезно занимался наукой развития человеческого тела и упрекал ученых в том, что они мало уделяют внимания физкультуре и спорту. Почему, например, за единицу измерения мощности взята лошадиная сила, а не человеческая, которая меньше лошадиной, и, следовательно, была бы удобнее в употреблении как мера более точная. Почему наука вообще не изучает силовых возможностей, заложенных в организме человека, а сосредоточивает свое внимание лишь на мире животных? Почему не оказывается материальная поддержка физкультурному движению, которое играет такую важную роль в развитии человека?! Лурих писал: "Как уже было отмечено, высокая наука всегда относилась к физической культуре, словно мачеха, и эта область еще и до сих пор оставалась бы terra incognito[1], если бы мы, атлеты, не начали ее разрабатывать сами, — мы дали каждому движению человеческого тела соответствующее, глубоко продуманное название, основательно изучили и про анализировали возможности каждой мышцы и довели тяжелую атлетику, включающую в себя и борьбу, и поднятие тяжестей, до такого высокого уровня развития, что она фактически сама превратилась в науку. Устанавливая мировые рекорды, мы сумели с математической точностью определить границы физической силы человека в целом, а также его отдельных мышечных групп. Мировые рекорды — это пограничные камни, обозначающие предел физической силы человека. Теперь, когда тот или иной рекорд побивают, это уже не просто доказательство того, что один спортсмен сильнее другого, а событие великое, до сей поры еще на земле невиданное. Оно вместе и с тем имеет и большое научное значение, ибо при этом пограничный камень силы соответствующей группы мышц передвигается еще на несколько градусов вперед. И значение этого продвижения ничуть не меньше, чем продвижение какого-нибудь полярного исследователя еще на несколько градусов ближе к Северному полюсу. Тяжелая атлетика связана с непрерывным напряжением сил, что дает нам возможность определить выносливость легких, сердца, круга кровообращения, — этим самым мы предоставляем в распоряжение науки бесценный материал не только в области анатомии, но и в области физиологии человека".

В 1904 году немецкий врач писал о Лурихе: "Лурих — человек широко образованный и весьма интеллигентный. Он выработал в себе привычку к самостоятельному мышлению, которая проявляется буквально во всем, так что иной раз воспринимается как упрямство или же чудачество. В той области спорта, которую он избрал своим полем деятельности, т.е. в поднятии тяжестей и в борьбе, он не был ничьим учеником и является в полной мере самоучкой. Лурих досконально, поистине с научной тщательностью, исследовал свое тело и создал свою собственную, разработанную до мельчайших частностей теорию развития мышечной силы человека. Это позволило ему добиться предельно разностороннего физического развития". Лурих до такой степени натренировал свое тело, в таком совершенстве овладел мускулатурой, что мог по желанию приводить в движение отдельные мышцы или группы мышц, сам оставаясь при этом неподвижным. Нередко он демонстрировал "игру мышц" в сопровождении музыки — обычно марша или вальса, — притом мышцы играли в соответствии с ритмом и силой звука.

Удивительная сила и ловкость Луриха, его невиданные дотоле силовые номера, его захватывающие победы на борцовском ковре — все это создало вокруг Луриха ореол легендарного богатыря. О нем стали складываться и передаваться из уст в уста сказания и легенды, в основу которых наряду с творческой народной фантазией легли и факты, имевшие место в действительности. И чего только не рассказывали о Лурихе! О нем прошел слух, что будто однажды он в Петербурге держал на подвешенных его плечах платформу с 12-ю музыкантами, пока те не сыграли "Боже царя храни!" три раза, и будто бы за это была Луриху назначена пожизненная пенсия. Лурих назвал это выдумкой: ему действительно доводилось держать на платформе оркестры, и даже не раз, но ни один из не играл, да и пенсии, конечно, никакой не было — это уже присочинили. Неверно также и то, будто однажды царица призвала к себе мать Луриха, чтобы увидеть женщину, родившую такого богатыря. При этом царица подарила матери Луриха свою фотографию в рамке, украшенной драгоценными камнями... Вот такие красивые сказки сочинял народ о своем богатыре и его недюжинной силе и доброте, смелости и справедливости. Лурих очень любил свой народ и ценил народное творчество, поэтому он всегда по-доброму реагировал на появление таких сказок и коллекционировал их. О его любви к народному эпосу говорит также и тот факт, что в Эстонском литературном музее хранятся более 800 страниц с текстами народных песен, собранными Лурихом и его братом во время его нечастых и кратковременных каникул на родине.

Лурих был изумительно сложен. Его фигура считалась красивейшей в мире мужской фигурой. В ту пору искусство тяжелой атлетики весьма почиталось и было популярным не только в народной, по и артистической среде. И нередко жюри чемпионатов по тяжелой атлетике формировалось из знаменитых художников, артистов и журналистов, получавших от состязаний огромное эстетическое удовольствие. Многие известные скульпторы, такие, как Роден (в Париже), Бегас (в Берлине), Хтоппе (в Праге) и многие другие, увидев Луриха, просили его позировать им. Георг был также любимой моделью известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона[2] — выпускника Петербургской Академии художеств, Одна из их совместных работ — "Чемпион" — была удостоена первой премии на всемирной выставке, устроенной в Америке в 1904 году, как раз во время проведения Олимпийских игр в Сент-Луисе. Вторая знаменитая работа Адамсона, моделью которой был Лурих, называлась "Калевипоэг у врат ада", где герой эстонского народного эпоса изображен в момент освобождения "из плена скал".
В 1910 году в общественных кругах Таллинна даже поговаривали о сооружении в столице Эстонии памятника народному любимцу.
Георг Лурих — не только великий атлет. Он эталон человека, ведущего здоровый образ жизни, сподвижник спортивной науки, обладатель самой совершенной среди современников фигуры, рекордсмен мира по поднятию тяжестей, чемпион мира по французской борьбе среди профессионалов в легком и тяжелом весе, он был одним из создателей этого вида спорта, активным пропагандистом, возведший борьбу в ранг искусства. Бесспорно, Георг Лурих заслуживает того, чтобы о нем знали и помнили.

 


[1] terra incognito (лат.) — неизведанная земля

[2]Крупный эстонский скульптор, академик Санкт-Петербурдской Академии художеств Амандус Генрих Адамсон родился 31 октября 1855 года. Уже в детстве он проявил незаурядные способности. В 1874 году поступил в Академию художеств в Петербурге и закончил её по классу скульптуры на темы народной поэзии. В конце 1880-х годов жил в Париже. Его знаменитый памятник морякам русского броненосца "Русалка" в 1902 году был установлен в парке Кадриорг на аллее, ведущей к морю. Его работы украшают улицы Севастополя, Алупки. В Крыму установлена его бессмертная "Русалка на берегу моря", в Полтаве - монумент Петру I, в Тамани - памятник кубанским казакам. В Петербурге его работы до сих пор украшают фасады домов на Невском проспекте, в частности Дом книги (№28) и дом №56, принадлежавший торговой фирме "Братья Елисеевы". Его фасад украшают аллегорические фигуры - "Промышленности", "Торговли", "Науки" и "Искусства". Примерно в это же время скульптор художественно оформил обелиски у въездов на Троицкий мост, украсив их рострами кораблей из патинированной бронзы. Последним его созданием стал скульптурный портрет эстонской поэтессы, автора текста гимна Эстонии, Лидии Кайдула, открытый в июне 1929 года в Пярну. Имя талантливого скульптора не забыто. В таллинском парке Кадриорг, неподалёку от знаменитой "Русалки", в 1962 году был установлен памятник академику Амандусу Генриху Адамсону работы эстонского ваятеля А. Эсколя.
 

Предыдущая страница     В начало      Следующая страница