ШРИ РАМ

ШРИ РАМ

Рама (санскр. राम, rāma) или Рамачандра — одно из воплощений Бога в индуизме, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи.

В индуизме Рама почитается как седьмая аватара Вишну, сошедшая в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1,2 млн лет назад. Согласно «Шримад-Бхагаватам» он является одной из лила-аватар Бога. Большинство индуистов считают его реально существовавшей исторической фигурой, царём, правившим большей частью современной Индии из своей столицы Айодхьи. Наряду с Кришной, Рама является одной из самых популярных аватар Бога в индуизме. Культ Рамы особенно характерен для последователей вайшнавизма — преобладающего направления в индуизме.

Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне» — одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с «Махабхаратой». Рама был старшим сыном в семье императора Айодхьи Дашаратхи и его жены Каушальи. В традиции индуизма Раму именуют «Марьяда Пурушоттама», что в буквальном переводе с санскрита означает «совершенный человек». Рама — муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины.

Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам дхармы несмотря на тяжёлые жизненные испытания. Ради сохранения чести своего отца, Рама отказывается от своих претензий на престол царства Кошалы и соглашается добровольно уйти в изгнание в лес на период в 14 лет. В изгнании Раму сопровождают его жена Сита и брат Лакшмана, которые принимают решение присоединится к нему, будучи не в состоянии жить в разлуке. Когда Ситу похищает Равана, — могущественный демонический правитель-ракшаса Ланки, — Рама отправляется в долгий и трудный поиск своей супруги, в ходе которого подвергаются испытанию его сила и добродетель. Определив местонахождение Ситы, Рама сражается в огромной битве с многочисленной армией Раваны. В войне принимают участие могущественные чудесные существа и применяются сверхъестественные виды оружия, обладающие огромной разрушительной силой. В конце концов Рама убивает Равану и освобождает свою жену из его плена. После завершения периода изгнания, Рама возвращается в Айодхью и становится царём, а впоследствии и императором всего мира. Правление Рамы продолжается 11 тыс. лет, в течение которых на всей планете царит эпоха совершенного счастья, мира, благосостояния и справедливости, известная как «Рама-раджья».

В поисках Ситы, Рама проявляет огромное мужество и доблесть, сражаясь в ужасной войне ради её освобождения. Сита, в свою очередь, показывает совершенный пример добродетельной жены, демонстрируя абсолютную преданность своему мужу и совершенное целомудрие несмотря на пребывание в плену у демонического Раваны. Подобно самому Раме, его младшие братья, — Лакшмана, Шатругхна и Бхарата, — также проявляют доблесть, силу и добродетель. Раме оказывают содействие такие могучие последователи, как Хануман и ванары Кишкинды, с помощью которых Рама освобождает Ситу из плена Раваны. Легенда о Раме оказала огромное историческое влияние на население Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии. Рама и истории о нём продолжают пользоваться огромной популярностью и в современной индийской культуре и индуизме. Рама почитается индуистами за проявленные им качества безграничного сострадания, доблести, верности долгу и религиозным принципам.

СИМВОЛИЗМ РАМАЯНЫ

Рама – это чистый свет Сознания внутри каждого человека. «РАМА» - «САРВЕШУ РАМАНТЭ ИТИ РАМАХ» - это Дух, Атман. Дух пробуждается, «рождается» (как сын у царя Дашаратхи) , когда человек побеждает десять («даша» означает «десять») врагов внутри себя («индрияс») – пять «гнанендрияс» (ложных знаний) и пять «кармендрияс» (ложных деяний). Он может родиться только в таком месте как Айодхья: «юддха» означает «конфликт», следовательно «аюддха» - место, где нет конфликтов, благоприятное. Человек, потакающий своим слабостям, не может жить в мире с самим собой. Тот, кто уравновешен и покорил в себе страсти, благословлен пробуждением Духа. Так, в Айодхье, у справедливого государя Дашаратхи, рождается сын Рама.

Рама, чистый Дух, не вовлечен в действия до тех пор, пока не соединится с разумом. Сита символизирует разум. Ее происхождение столь же необычно, как и происхождение разума. Царь Джанака обнаружил младенца, Ситу, вспахивая землю. Она родилась из Матери-Земли и исчезла в Матери-Земле, когда пожелала. Такова иллюзия разума: мы не знаем, откуда он появляется и куда исчезает во время Самадхи.

Дух (Рама), соединившись с Разумом (Сита), лишается покоя (Айодхьи). Те или иные обстоятельства возникают, когда мы вступаем в джунгли существования. И пока Сита была сосредоточена на Раме, жила для него, служила ему, она не замечала разницы между Айодхьей и лесом. Но стоило ей отвлечься на золотого оленя, как история приняла крутой поворот. Вечно меняющиеся материальные объекты отвлекают внимание от Духа, разум требует то и это. Дух (Рама) возражает, объясняет, что это все майя (иллюзия), это просто ракшас (демон), принявший привлекательный облик золотого оленя. Но разум (Сита, даже она, безупречная жена Рамы) не принимает этих объяснений и умоляет достать для своего удовольствия этот объект. И Рама уходит. Как только желания возникают, человек падает. Уходя, Рама поручает охрану Ситы своему брату Лакшмане.

Лакшман является воплощением суровости (тапас). Он не обязан был идти в ссылку. Но он оставил дворец по собственной воле и жил в лесу как истинный аскет.
Когда Сита услышала голос Рамы, она забывает о том, что Он великий воин, не имеющий равных себе по силе. Она беспокоится о Его безопасности. Она даже требует, чтобы Лакшман немедленно спешил на помощь брату. Лакшман старается убедить ее, что никто не может победить Раму. Тогда Сита, обезумев от страха, обвиняет Лакшману в самых страшных грехах. Так, разум, отравленный желанием, выпускает наружу зло и грязь. Когда Лакшман услышал из уст прекрасной Ситы оскорбительные обвинения, он замолчал в изумлении. Он ушел, начертив вокруг хижины границу и предупредив Ситу ни в коем случае не пересекать ее.

Как только желание проникает в твое сердце, как обычному человеку, тебе очень тяжело сдерживать себя суровыми испытаниями (тапас). Но по крайней мере, ты можешь определить границу – до сих пор и ни больше. Если же ты отказываешься от тапас, эти границы перестают иметь значение. Ты переступаешь через границы и тогда не Дашаратха, а Дашамукха (десятиголовый – Равана – противоположность уравновешенной личности) завладевает тобой. Так Равана заманил Ситу в свои сети.

Дашамукха – тот, кто живет для тела и его удовольствий. Он может быть очень богат, как Равана, который был владыкой процветающей Ланки. Айодхья по сравнению с Ланкой была гораздо менее развита. Там по городу ездили повозки, запряженные в буйволов, в то время как на Ланке были уже предвестники космических кораблей – Пушпак. Там никто не работал, народ Ланки предавался удовольствиям и развлечениям.

Но разве материализм дает больше, чем просто физический комфорт? Материальные блага не решают проблем бытия. Только духовные и культурные ценности могут спасти этот мир. Именно эту идею и провозглашает Рамаяна.

Ситу похитил Равана. Но даже на Ланке она жила в заточении. Что же нам делать, чтобы вернуться в нашу «Айодхью»? То, что сделала Сита. Она осознала свое падение и сказала Раване твердое «нет», оставшись в саду под деревом Ашока. «Шока» - это печаль, «Ашока» - не печаль. У тебя и у меня есть печали, но мы не предаемся им – таково состояние «Ашока». В этом состоянии нас будут одолевать соблазны, нам будут угрожать и мешать. Но постоянно держа внимание на Духе (так же как Сита постоянно думала о Раме), нам надо оставаться непреклонными.

Внимание Ситы снова сосредоточилось на Раме, и Он спешил спасти свою любимую. Он страдал как обычный человек, но не потому, что был привязан к Сите, а потому что спешил помочь тем, кто верил в Него.

Дух может победить и разрушить десятиглавого монстра. В этом Ему помогает армия из обезьян. Нам стоит объяснить значение обезьян в Рамаяне. У обезьян есть два качества – нестабильность и беспокойство. Наши мысли обладают теми же свойствами, они не могут оставаться в покое и прыгают, словно обезьяны с ветки на ветку, от одного объекта к другому. Вали, который воплощал страсть, был королем обезьян. Его нужно было победить. А как победить страсть? Лицом к лицу не получится, т.к. страсть имеет власть лишать человека силы. Именно так происходило со всеми, кто дрался с Вали: половина их мощи передавалась Вали, и он становился еще сильнее. Поэтому Раме пришлось стрелять из засады, чтобы победить Вали. Рама назначил царем обезьян Сугриву («гриива» означает «вожжи», а «сугриива» - «хорошо управляемый»). Когда мысли человека находятся под контролем, он способен преодолеть все препятствия, победить монстра и вернуть разум.

Рама возвращает свою Ситу, но возвратившись к Духу, разум перестает существовать, поэтому Сита исчезает. Но и Рама не может царствовать без жены. Тогда Капила создает золотую статую Ситы, и с этой иллюзией Ситы Рама управляет Айодхьей. Небо позволяет всем находиться в своем пространстве, но само остается нетронутым. Так и Рама позволил разуму остаться, но его разум стал спокоен, чист и совершенен, вновь обретя свой божественный статус.

Сайт создан в системе uCoz